ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛОЛ Дружба 2025

Администрация Суровикинского муниципального района Волгоградской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Добринская средняя общеобразовательная школа»
404433 Россия, Волгоградская область Суровикинский район х. Добринка ул. Школьная 18
Тел.\Факс 88447397636 e-mail: dobrink@yandex.ru
ОКПО 22433567 ОГРН 1023405962216 ИНН\КПП 3430031905\343001001

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Добринская СОШ»
Сухорукова В.Ф.__________
Приказ № ___ от _________

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
летнего оздоровительного
лагеря дневного пребывания
детей «Дружба»
при МКОУ «Добринская СОШ»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа воспитания детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
подготовлена на основе Федеральной рабочей программы воспитания для организаций отдыха
детей и их оздоровления от 17.03.2025 № 209, в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изм. на 2025 г.)
3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в
РФ"
4. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития РФ до 2030
года"
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2021 № 605 "Об организации отдыха и
оздоровления детей"
6. СанПиН 2.4.4.3172-24 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и отдыха детей"
7. Приказ Минпросвещения РФ от 11.02.2023 № 75 "Об утверждении Порядка
организации отдыха детей"
8. Концепция развития системы отдыха и оздоровления детей на 2022-2030 гг. (утв.
распоряжением Правительства РФ)
9. Государственная программа РФ "Развитие образования" (подпрограмма "Отдых и
оздоровление детей")
10. Методические рекомендации Минпросвещения РФ по организации лагерей с дневным
пребыванием (2025 г.)
11. Региональные нормативные акты Ростовской области.
12. Локальные акты образовательной организации:
 Устав школы
 Положение о лагере с дневным пребыванием
 Приказ об организации летней кампании на 2025 г.
Программа разработана в контексте единой образовательной среды и интеграции с
Федеральной рабочей программой воспитания, которая является структурным элементом
Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, и на основе Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. №
309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года».
Целью Программы является актуализация, формирование и внедрение единых подходов
к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере организации отдыха и оздоровления детей в
преемственности с единой системой воспитания и государственной политики в области
образования подрастающего поколения в Российской Федерации.
Для качественной реализации данной цели используется возрастной подход к обучению,
воспитанию и развитию детей, а также понимание коллективной сущности воспитательной
деятельности в условиях организации отдыха детей и их оздоровления.
Под возрастными группами понимаются группы детей:
7 - 10 лет – младшие школьники;
11 - 14 лет – подростки;
15 - 17 лет – старшие школьники
Задачами Программы воспитательной работы являются:
разработка единых подходов к воспитательной деятельности педагогических коллективов
организации отдыха детей и их оздоровления, а также иных организаций, осуществляющих
воспитательные, досуговые и развивающие программы в сфере детского отдыха;
внедрение единых принципов, методов и форм организации воспитательной деятельности
организаций отдыха детей и оздоровления в их применении к процессу воспитания, формирования
и развития субъектности детей в условиях временных детских коллективов и групп;
разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов мониторинга и оценки
качества воспитательного процесса при реализации.

Принципы реализации программы:
 принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
 принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной
деятельности; принцип единства концептуальных подходов, методов и форм
воспитательной деятельности;
 принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и их
групп; принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
 принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
Структура Программы представляет собой введение и четыре взаимосвязанных раздела:
ценностно-целевые основы воспитательной работы, содержание и формы воспитательной работы,
организационные условия, а также список источников и литературы.
II. Целевой раздел программы воспитательной работы
Достижение цели Программы и решение задач воспитательной работы осуществляется в
рамках всех направлений деятельности организации отдыха детей и их оздоровления. Содержание,
виды и формы воспитательной работы представлены в соответствующих блоках и модулях.
К инвариантным (обязательным) блокам, содержание которых необходимо включать в
Программу воспитательной работы каждой организации отдыха детей и их оздоровления
относятся:
блок «Мир: наука, культура, мораль»;
блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»;
блок «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие».
БЛОК «МИР: НАУКА, КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ»
Содержание данного блока отражает комплекс мероприятий, который основан на
общечеловеческих ценностях, равноправии и взаимном уважении народов, государств в мировом
сообществе, невмешательстве во внутренние дела государств, сотрудничестве и дружбе между
странами.
Деятельность блока «Мир: наука, культура, мораль» реализуется в следующих форматах:
литературные вечера, исторические игры, информационные часы на тему: «Жизнь
замечательных людей», на которых ребятам задаются образцы нравственного поведения, через
знакомство с историческими деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с героямизащитниками отечества. Задавая подобные примеры, вожатым и педагогам рекомендуется
конкретизировать стремления, идеалы ребят, убеждать в целесообразности тех взглядов,
поступков, которые стимулируют самовоспитание;
игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и общероссийским
культурным наследием в области искусства, литературы, музыки, изобразительного творчества,
архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации. Знакомя ребят с историей
человечества, с мировой культурой и наукой важно создать такие условия, при которых
воспитанников будет окружать как можно больше положительных примеров, а упоминая
отрицательные примеры, формировать негативное отношение к отрицательным действиям и
поступкам.
тематические мероприятия, направленные на формирование культуры мира,
позволяющие ребятам осознать важность уважения к разнообразию культур и народов, развить
навыки гармоничного взаимодействия и сотрудничества. Мероприятия, которые помогают понять,
что мир является основой благополучия каждого человека и человечества в целом.
события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки: стремление к
познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию, создание единого
интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать формы детского
интеллектуального досуга:
а) проведение интеллектуальных и познавательных игр;
б) организация конструкторской, исследовательской и проектной деятельности;
в) просмотр научно-популярных фильмов;

г) встречи с интересными людьми, дискуссионные клубы, дебаты, диспуты.
мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского и национальных языков,
родного края, населенного пункта как культурного пространства, фольклорные праздники в
контексте мировой культуры и нематериального наследия. Знакомство детей и подростков не
только с красотой нашей планеты, но и в первую очередь, с историей своего населенного пункта,
края, региона, страны;
тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного воспитания. Проведение
обсуждений на темы морали, духовных ценностей, честности, справедливости и милосердия.
Формат: открытые беседы, где дети делятся своими мыслями и учатся слушать других.
БЛОК «РОССИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ»
Содержание блока отражает комплекс мероприятий, который основан на общероссийских
ценностях.
Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней историей,
с общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью, с историческим единством
народа России, общностью его исторической судьбы, памятью предков, передавших нам
любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Форматы мероприятий:
- церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и
исполнение Государственного гимна Российской Федерации. Проводится в день
открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской
Федерации;
- Дни единых действий. Государственные праздники и события, Дни воинской славы
России, памятные и юбилейные мероприятия регионального и федерального уровней;
- Интеллектуальные викторины с вопросами о героях и событиях, связанных с защитой
Родины, книжные выставки, посвященные ВОВ и СВО.
Второй комплекс мероприятий касается суверенитета и безопасности, защиты
российского общества, народа России, и в первую очередь, памяти защитников Отечества и
подвигов героев Отечества, сохранения исторической правды.
Форматы мероприятий:
- «Час Памяти», «Час Мужества», проведение просветительских мероприятий «Беседы о
важном»;
- вовлечение ребят старших отрядов в просветительский проект «Без срока давности;
- посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию
памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой
Отечественной войны.
Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому обществу и
исторически сложившееся государственное единство, гражданство Российской Федерации и
приверженность Российскому государству. Многообразие народов России, российского общества:
народы, национальные общины, религии, культуры, языки – всё, что являются ценностью.
Форматы мероприятий:
- информационные часы и акции «Государственная символика России», «День флага»,
«Отец, отчизна, Отечество», «Защищать Родину – это почетный долг», «Дети на защите
Отечества», «Герои моей семьи», «Бессмертный полк».
Реализация данных мероприятий проводятся как самостоятельно, так и во взаимодействии
с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение
Первых».
Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком - государственным языком
Российской Федерации. Это язык межнационального общения, который является средством
коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической,
культурной и духовной консолидации.
Форматы мероприятий:
- организация выставок книг, посвященных русскому языку, литературе и культуре;
культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей и
богатством русского языка, его ролью в культуре и искусстве: лекции, беседы, литературные

вечера, посвященные выдающимся писателям, поэтам и языковым традициям России (в том
числе через цикл просветительских мероприятий «Беседы о важном»);
- конкурсы, посвященные русскому языку, которые помогают детям и подросткам
раскрыть творческий потенциал. Соревнования, такие как: «Знаток русского языка» или «Слоговая
головоломка».
коллективно-творческие дела по мотивам русских народных сказок; литературные
конкурсы, конкурсы чтецов; реконструкция русских народных праздников; проекты по собранию
русских пословиц и поговорок; крылатых выражений о родстве, дружбе, верности и других
нравственных ориентирах, выраженных точным и красивым русским языком.
Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины, своего края,
России), с ответственностью за сохранение природы перед будущими поколениями с
бережливостью в использовании природных ресурсов.
Форматы мероприятий:
- экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания детей;
- экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами, позволяющие
изучать природные объекты в естественной среде, жизнеобеспечивающие взаимосвязь и
взаимозависимость в целостной экосистеме;
- беседы об особенностях родного края;
- акции, демонстрирующие преимущества бережного отношение к природе, воде,
электричеству, которые учат ребят минимизировать или ликвидировать вред, наносимый природе;
- принятый свод экологических правил в отряде и в целом в лагере;
- ведение дневника погоды (для детей младшего школьного возраста), обучение приемам
определения температуры воздуха, облачности, типов облаков, направления ветра (при наличии
метеорологической станции в лагере);
- конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику;
- встречи и беседы с экспертами в области экологии, охраны окружающей среды,
учеными, эко-волонтерами в форматах «100 вопросов к взрослому» или «Классные встречи».
БЛОК «ЧЕЛОВЕК: ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, СЕМЬЯ, ТВОРЧЕСТВО,
РАЗВИТИЕ»
Данный блок отражает комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры
здорового образа жизни, личной и общественной безопасности и ориентирован на следующие
ценности, закрепленные в Конституции:
жизнь, здоровье, охрана здоровья, право на медицинскую помощь, благоприятную
окружающую среду;
честь, доброе имя, достоинство личности, личная свобода, безопасность,
неприкосновенность личности, жилища, личная тайна;
свобода слова, убеждений, творчества, совести, вероисповедания, языка, передвижения и
выбора места проживания, охрана интеллектуальной собственности;
родители, любовь и уважение детьми своих родителей;
дети, любовь и забота родителей о детях. Создание условий для достойного воспитания
детей в семье;
родной дом, традиционные семейные ценности, их сохранение и зашита, традиции своей
семьи, рода, родственники;
защита государством семьи, материнства, отцовства и детства.
Форматы мероприятий:
проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий: зарядка,
спортивные игры и соревнования;
просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и
привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
создание условий для физической и психологической безопасности ребенка в условиях
организации отдыха детей и их оздоровления, профилактика буллинга в детской и подростковой
среде, психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в организации;
проведение целенаправленной работы всего педагогического коллектива по созданию
эффективной профилактической среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности;
проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного поведения на

дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности, правилами безопасности при занятиях
спортом, правилами поведения на водоемах, правилами поведения в общественных местах,
правилами поведения при массовом скоплении людей и т.д.;
проведение тренировочной эвакуации при пожаре и на случай обнаружения взрывчатых
веществ;
разработка и реализация разных форм профилактических воспитательных мероприятий:
антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, против вовлечения в
деструктивные группы в социальных сетях, в деструктивные молодежные, религиозные
объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного движения,
противопожарной
безопасность,
гражданской
обороны,
антитеррористической,
антиэкстремистской безопасности и т.д.;
организация превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения,
развитие у детей навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию,
групповому давлению;
поддержка инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности
жизнедеятельности, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности,
альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы,
спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная,
религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);
мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и подростков
социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к народу,
Отечеству;
игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к
жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и
культурных традициях российского народа;
подготовка детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на
создание крепкой и счастливой семьи с использованием проектной деятельности, различных игр,
акций и мероприятий.
Основные направления воспитательной работы
В основу каждого направления воспитательной работы в организации отдыха детей и их
оздоровления заложены базовые ценности, которые способствуют всестороннему развитию
личности и успешной социализации в современных условиях.
Основные направления воспитательной работы:
гражданское воспитание: формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику
власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание
и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и уважения к другим
народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских
традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде
в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной
деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей работы, создание
благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной организации
оздоровительно-образовательного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной
работы, рационального питания, создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного

поведения в природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного,
бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных
духовных ценностей;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей,
природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.
Целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с возрастными
особенностями участников программы
Целевые ориентиры результатов воспитания в организации отдыха детей и их
оздоровления направлены на формирование и развитие личности каждого ребенка с учетом его
возрастных особенностей и потребностей. Они представляют собой ориентиры для деятельности
педагогического коллектива, направленные на достижение гармоничного и целостного развития
личности, ее успешной социализации и осознания своей роли в обществе.
Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
 совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации
воспитательной деятельности;
 создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в
совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного
дела);
 создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и
освоения новых социальных ролей;

проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного
межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
 включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного
детского коллектива;
 формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и
иных детских объединений, установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
 обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
 ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в
воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к
детям
защитную,
личностно
развивающую,
организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в
кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся
динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные
качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения,
«нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки
доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным
уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет
возможность «начать все сначала».
Целевые ориентиры результатов воспитания младшего школьного возраста (7 -10
лет)
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
знающий и любящий свою малую родину, свой край;
имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность, проявляющий
уважение к своему и другим народам;

понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой
родины, родного края, своего народа, Российского государства;
имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях,
ответственности в обществе и государстве;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
уважение;
владеющий навыками, необходимыми для успешной адаптации, социализации и
самоактуализации в обществе;
знающий основные социальные роли, соответствующие возрасту;
знающий нормы и правила общественного поведения;
имеющий опыт взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками,
старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения
личностных и общественно значимых проблем;
принимающий участие в жизни отряда, лагеря, в доступной по возрасту социально
значимой деятельности.
2. Духовно-нравственное воспитание:
понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека;
умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших;
владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов,
вероисповеданий;
знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные
семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности);
владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
3. Эстетическое воспитание:
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к художественной культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия:
соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа
жизни, в том числе в информационной среде;
ориентированный на физическое развитие, занятия спортом;
бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других
людей;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
5. Трудовое воспитание:
сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, общества и государства;
проявляющий уважение к труду, людям труда, ответственное потребление и бережное

отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений;
обладающий навыками самообслуживающего труда;
выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности;
проявляющий интерес к разным профессиям.
6.
Экологическое воспитание:
понимающий зависимость жизни людей от природы, ценность природы, окружающей среде;
проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам;
выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы,
окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами.
7. Познавательное направление воспитания:
выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании;
обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как
компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и
неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира;
проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях.
Целевые ориентиры результатов воспитания подросткового возраста (11-14 лет)
1. Гражданское воспитание:
знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в
поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом
сообществе;
проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России,
праздникам, традициям народа России;
понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему
народов России, тысячелетней истории российской государственности;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод;
ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в
разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие
акции, помощь нуждающимся и т.п.);
принимающий участие в жизни лагеря (в том числе в самоуправлении), местного
сообщества, родного края;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе;
знающий нормы и правила общественного поведения;
знающий основные социальные роли, соответствующие возрасту;
обладающий качествами личности, определяющими успешность социального
взаимодействия: социальной ответственности, самооценки, эмпатии, организаторских и
лидерских качеств;
имеющий опыт взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками,
старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения
личностных и общественно значимых проблем;
выражающий желание участвовать в организации, осуществлении и развитии
самоуправления, позволяющего сформировать необходимые социальные навыки путем участия в
принятии решений, контроля выполнения основных прав и обязанностей.
2. Патриотическое воспитание:
сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной
стране; проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России;

знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом
и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотического направления.
3. Духовно-нравственное воспитание:
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный
на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с
учётом осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания
детей;
владеющий коммуникативными навыками, необходимыми для успешной адаптации,
социализации и самоактуализации детей в обществе;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части
духовной культуры своего народа, российского общества.
4. Эстетическое воспитание:
− Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его
эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей;
знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов,
понимающий его значение в культуре;
сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в
искусстве;
выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного
наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном
творчестве.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в
том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
6. Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;

проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в лагере, семье, школе, своей
местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов,
потребностей.
7. Экологическое воспитание:
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения,
значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
выражающий
активное
неприятие
действий,
приносящих
вред
природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
8. Познавательное направление воспитания:
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о
мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
Целевые ориентиры результатов воспитания юношеского возраста (15-17 лет)
1. Гражданское воспитание:
осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность)
в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе;
сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его
развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного
российского национального исторического сознания;
проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду;
ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан;
осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным,
национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности;
понимающий и применяющий нормы и правила общественного поведения, учитывая
социальные и культурные особенности;
знающий и принимающий на себя социальные роли, соответствующие взрослой жизни,
такие как ответственность за свои поступки и уважение к правам других;
обладающий личностными качествами, способствующими успешному социальному
взаимодействию: социальной ответственности, самооценкой, эмпатией, а также развитыми
организаторскими и лидерскими качествами;

имеющий опыт взаимодействия, участия в совместной деятельности с различными
социальными группами (сверстники, взрослые, общественные организации), направленный на
решение личностных и общественно значимых задач;
проявляющий инициативу и готовность к участию в организации и развитии
самоуправления, активно вовлеченный в принятие решений, контроль и выполнение
общественных обязанностей, что способствует приобретению навыков для будущей
профессиональной и общественной деятельности;
обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (самоуправлении,
добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях,
акциях, программах).
2. Патриотическое воспитание:
выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу;
сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
проявляющий деятельно-ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране — России.
3. Духовно-нравственное воспитание:
проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального
самоопределения;
действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с
осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям;
проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп,
религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом
соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан;
понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного
согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных
семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской
ответственности;
обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной
и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес
к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры.
4. Эстетическое воспитание:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и
мирового художественного наследия;
проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального
воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это
влияние;
проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в
искусстве;
ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и

эмоционального благополучия:
понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья
других людей;
соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного
поведения в информационной среде;
выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление
к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый
образ жизни;
проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в
обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья;
демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального,
психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим эмоциональным состоянием;
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных
коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).
6. Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность, материальные ресурсы и
средства свои и других людей, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их
социально значимый вклад в развитие своего поселения, края, страны;
проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к честному труду;
участвующий практически в социально значимой трудовой деятельности разного вида в
лагере, семье, школе, своей местности;
способный к творческой созидательной социально значимой трудовой деятельности в
различных социально-трудовых ролях;
ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности
в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества;
выражающий осознанную готовность получения профессионального образования, к
непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
7. Экологическое воспитание:
демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном
уровне, ответственность за действия в природной среде;
выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе;
применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого
природопользования в быту, общественном пространстве;
имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
8. Познавательное направление воспитания:
деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом своих интересов, способностей, достижений;
обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и
техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского
общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии
России;
демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной
информации и критики антинаучных представлений;

развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов,
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.
Цель и задачи воспитательной работы
Целью воспитательной работы является: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у детей чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
Задачи:
- содействие формированию у детей и молодежи знаний норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных
знаний;
- формирование воспитательного пространства, соответствующего возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
III. Содержательный раздел
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих
принципах:
 принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право
на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства,
защиту его человеческих прав, свободное развитие;
 принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных
отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и
взаимное уважение;
 принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и
традициях России, включая культурные особенности региона;
 принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод
воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его
к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную
рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной
системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную
возможность следования идеалу в жизни;
 принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через
призму безопасности и безопасного поведения;
 принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к
культурным ценностям и их освоения;
 принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при
котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно- этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем

воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и
события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и
детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметноэстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного
процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда
определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и
социокультурными
ценностями,
образцами
и
практиками.
Основными
характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и
структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
 детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым
механизмом воспитания в детском лагере является временный детский
коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал
временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и
закономерности развития временного детского коллектива.
 детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих
ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в
детском лагере – «Дети-Вожатый».





Быт (организация повседневной жизни в лагере):
Пространство:
Четкое зонирование (учебные кабинеты, игровая зона, столовая, место для тихого
отдыха).
Личные шкафчики/вешалки для каждого ребенка.
Доступ к питьевой воде и туалетам.

Предметно-эстетическая среда (как оформлено пространство, чтобы вдохновлять детей):
Элементы оформления:
 Тематические стенгазеты (например, к 80-летию Победы).
 Выставка детских работ (рисунки, поделки).
 Уголки по интересам (книги, настольные игры).
2. Символы (атрибуты, которые объединяют участников смены):
Эмблема лагеря (например, солнце с лучами-детьми).
Гимн или девиз ("Один за всех и все за одного!").
Таблички отрядов (названия, гербы).
3. Ритуалы (ежедневные традиции, создающие атмосферу):
Утренние:
 Зарядка;
 Коллективно-творческие дела.
Особые:
 "Орлятский круг" в конце смены;
 Родительские дни.

4. Символическое пространство (легенды, традиции, которые передаются из смены в смену):
Песни у костра (если есть выездные мероприятия).
Книга отзывов (дети пишут пожелания будущим сменам).
Уклад лагеря – это не просто правила, а живая система, которая делает каждый день
запоминающимся. Чем больше дети чувствуют себя частью чего-то большого, тем ярче их
впечатления.
Особенности воспитательной работы в детском оздоровительном лагере с дневным
пребыванием детей
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе
образовательной организаций. Режим работы 5 дней в неделю, с ограниченным количеством
времени в течение рабочего дня. Режим организации влияет на краткосрочность пребывания и
соответственно, на ограничение времени для полного погружения в социокультурную
воспитательную среду лагеря. Ребенок ежедневно переходит в семейную обстановку с её
укладом, традициями и особенностями.
Для лагеря с дневным пребыванием детей характерны формы работы, не требующие
длительной подготовки, репетиций с участниками. Предпочтение отдаётся игровым,
конкурсным формам, использующим экспромт в качестве одного из методов. Одной из
особенностей также является то, что, как правило, костяк педагогического коллектива лагеря с
дневным пребыванием детей составляют педагоги базового образовательного учреждения, в
связи с этим в календарном плане воспитательной работы преобладают привычные для
образовательной организации форматы.
Уровни реализации содержания в лагере дневного пребывания
В лагере с дневным пребыванием воспитательная работа строится на двух основных
уровнях:
1. Общелагерный (централизованные мероприятия для всех детей)
2. Отрядный (работа внутри отдельных групп)
Каждый уровень решает свои задачи и дополняет друг друга.
Инвариантные общие содержательные модули
МОДУЛЬ «Спортивно-оздоровительная работа»
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в
благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и
укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью,
способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень
двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена,
соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного
отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
• физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования,
эстафеты, спортивные часы;
• спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе
• просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
• встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями,
деятелями спорта, культуры и искусства и др.

МОДУЛЬ «Психолого-педагогическое сопровождение»
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой описание работы

педагога-психолога (психологической службы лагеря), которая базируется на соблюдении
следующих принципов:
принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе
безоговорочного признания его уникальности и ценности;
принцип конфиденциальности (в ситуациях передачи информации третьим лицам,
информация должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против
интересов обратившегося);
принцип компетентности (психолог несет ответственность за выбор методов);
принцип этической и юридической правомочности (все действия должны
соответствовать нормативным правовым документам, регламентирующим деятельность
педагогов-психологов);
принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную
деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей
на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе
реализации программ;
принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит
непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит
опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и
взаимообусловленность отдельных компонентов;
принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов
психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом
оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка;
принцип добровольности участия в психологических процедурах. Психолог исходит из
уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных
Конституцией Российской Федерации.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе
психологов в международном сообществе.
Комплексная работа социально-психологической службы включает в себя
взаимосвязанные направления работы: диагностическое, коррекционно-развивающее,
консультационно-просветительскую, профилактическую.
Формы сопровождения: консультирование; диагностика; коррекционно-развивающая
работа; профилактика; просвещение; экспертиза.
МОДУЛЬ «Детское самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления
направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и
взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской
активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и
ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой
самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный
период.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может
складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам
самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и
инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы
самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность
клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе
которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа,
проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и
предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих
интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией

детского лагеря.
При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может
оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).
МОДУЛЬ «Инклюзивное пространство»
Инклюзивное пространство – это система структурных компонентов воспитательной
системы, определяющих специфику содержания инклюзии, в которой в доступном для каждого
участника формате реализуются воспитательные, образовательные и межличностные
отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального развития, социализации,
саморазвития и самоизменения. Описание данного модуля наполняется конкретными
материалами с учётом наличия детей с особыми образовательными потребностями.
В воспитательной работе с категориями детей, имеющих особые образовательные
потребности: детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из
социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов,
билингвы и другие), одарённых, с отклоняющимся поведением, - создаются особые условия.
Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными потребностями
являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в организации отдыха детей и их оздоровления;
формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех
участников воспитательного процесса;
построение воспитательной работы с учётом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями
необходимо ориентироваться на:
формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов
воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания детей с особыми
образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных
вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы
вожатых, воспитателей, педагогов-психологов, логопедов, дефектологов и других
специалистов;
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности детей с
особыми образовательными потребностями.
МОДУЛЬ «Профориентация»
Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя
профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности
педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей
будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности. Эта работа осуществляется через:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям

профессиональной деятельности.
МОДУЛЬ «Социальная активность в Движении Первых»
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Общероссийским
общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение первых» (Движение
Первых). С целью формирования у детей представления о назначении Движения Первых, о его
месте и роли в достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем
личном вкладе в социально значимую деятельность предусмотрены включение в Программу
воспитательной работы следующих форматов:
тематический День Первых – эффективно построенная система воспитательных
событий, обеспечивающая, с одной стороны, просвещение и всестороннее развитие участников
через их включение в различные виды полезной и интересной деятельности, с другой –
формирование и расширение представлений о Движении Первых, стимулирование активного
участия в деятельности Движения Первых;
классные встречи с успешными активистами Движения Первых – открытый диалог
«путь к успеху», мотивационная встреча «равный-равному» способствует формированию
активной жизненной позиции и уверенности в себе у участников смены на примере успеха
ровесника;
смены для детей младшего школьного возраста – «Орлята России», для детей среднего
школьного возраста – «Время Первых», для детей старшего школьного возраста –
«Университетские смены». Каждый формат реализуется по единой, утвержденной программе
Движения Первых.
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках следующих
возможных мероприятий и форм воспитательной работы:
волонтерские образовательные мастер-классы;
участие в акциях по благоустройству территории, посадке деревьев, уборке природных
зон, что помогает детям внести вклад в сохранение окружающей среды и экологическое
благополучие;
социальные акции «Помощь ближнему». Проведение мероприятий по сбору вещей,
игрушек, книг для детских домов и малообеспеченных семей, что способствует развитию у
детей чувств сопричастности и социальной ответственности;
организация мероприятий для младших отрядов. Старшие дети помогают в организации
игр, представлений и праздников для младших, что развивает навыки заботы о других и
лидерские качества;
организация акций по защите животных, таких как сбор корма для приютов,
изготовление кормушек для птиц, что развивает чувство ответственности и доброты;
обучение первой помощи. Тренинги по оказанию первой помощи помогают детям
научиться заботиться о других и быть полезными в экстренных ситуациях;
участие в благоустройстве мемориалов и памятных мест, изучение исторического
значения этих объектов, что укрепляет патриотизм и чувство уважения к культурному
наследию;
медиа-волонтерство. Ведение блога, создание фото- и видеоконтента о волонтерских
инициативах лагеря, что позволяет детям развивать навыки коммуникации и медиа-творчества;
тематические вечера и кинопоказы о добровольчестве и социальной активности.
Просмотр фильмов и обсуждения, посвященные волонтерской деятельности и её роли в жизни
общества. Эти мероприятия способствуют формированию позитивного отношения к
волонтерству и проявлению социальной активности у детей и подростков.
Вариативные содержательные модули
МОДУЛЬ «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала.
Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об
окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно

относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские походы, экологические тропы,
тематические экскурсии: профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и
местам боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк и др.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
МОДУЛЬ «Кружки и секции»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных
видов деятельности и реализуется через:
• программы профильных (специализированных, тематических) смен;
• деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий,
дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образованияпредполагает:
 приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной
от учебной деятельности, форме;
 развитие и реализация познавательного интереса;
 вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах;
 формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
МОДУЛЬ «Цифровая и медиа-среда»
Цифровая и медиа-среда воспитания – это совокупность условий для реализации
воспитательной работы с применением дистанционных технологий, электронных
информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств.
Цель детского медиапространства (создание и распространение текстовой, аудио и
видео информации) – развитие коммуникативной культуры, формирование навыков общения
и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей.
Воспитательный потенциал детского медиапространства реализуется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
• детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого
является освещение через детскую газету «Лето» наиболее интересных
моментов жизни детского лагеря;
• детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение;
• детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайт
детского лагеря и соответствующей группы в социальных сетях с целью
освещения деятельности детского лагеря в информационном пространстве,
привлечения внимания общественности к детскому лагерю, информационного
продвижения ценностей детского лагеря и организации виртуальной диалоговой
площадки, на которой детьми, педагогическими работниками и родителями
могли бы открыто обсуждаться значимые для лагеря вопросы.
МОДУЛЬ «Проектная деятельность»
Проектная деятельность – это процесс достижения нового результата в рамках
установленного времени с учетом определенных ресурсов и его фиксация в какой-либо внешне
выраженной форме. Проектная деятельность в условиях организации отдыха детей и их
оздоровления чаще всего реализуется в формах: конкурс детских проектов; проектный

образовательный интенсив; профильная смена.
Целью вовлечения детей в проектную деятельность в условиях организации отдыха
детей и их оздоровления является - формирование активной гражданской позиции у детей и
подростков в развивающемся пространстве современной науки и технологий.
Задачи:
формирование у детей интереса к решению социальных (и иных) проблем через
проектную деятельность;
развитие у участников смены 4К компетенций: креативность, коммуникация, умение
работать в команде, критическое мышление;
самоактуализация личностного потенциала участника программы.
В процессе работы над проектом участники смены самостоятельно добывают
необходимую информацию, генерируют идеи, выдвигают гипотезы, анализируют, обобщают
проработанные материалы, учатся обосновывать и доказывать предполагаемые выводы и
результаты, повышая тем самым свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.
Воспитательный потенциал проектной деятельности заключается в коллективном
взаимодействии, обсуждении решений, развитии и формировании коммуникативных
компетенций, в том числе навыков делового общения, сотрудничества и продуктивного
взаимодействия.
МОДУЛЬ «Детская дипломатия и международные отношения»
Детская дипломатия – это деятельность детей, способствующая формированию у них
личностных и профессиональных качеств, присущих дипломатическому работнику. Детские
международные отношения – это особый вид общественных отношений с детьми и
подростками из детских лагерей других стран.
Детская дипломатия объединяет ребят, проявляющих интерес к общению с детьми
другой страны. Ребята знакомят друг друга с культурой, языком, этикетом, историей своих
стран.
Детская дипломатия и международные отношения (общение/обмены) способствуют:
развитию национального самосознания;
воспитанию качеств гражданина и патриота;
формированию взаимопонимания и взаимодействия культур мира;
повышения интереса к изучению иностранных языков;
формированию умения представлять свою страну;
самореализации и социальной адаптации;
формированию у детей международного этикета и укреплению дружественных связей с
детьми из других стран.
Данный модуль может быть реализован в следующих формах воспитательной работы:
международные акции, например, «Дети пишут детям», «Спасибо, лагерь!» и др.;
международные профильные смены, в которых участвуют дети, вожатые,
преподаватели, волонтеры из разных стран мира;
международные детские и молодежные форумы;
международные фестивали и конкурсы художественного, технического творчества или
спортивные соревнования.
IV. Организационный раздел
Партнёрское взаимодействие с общественными и молодёжными организациями
Партнерское взаимодействие в условиях организации отдыха детей и их оздоровления
способствует успешной реализации Программы воспитательной работы, включающей в себя
совместную деятельность с различными образовательными организациями, организациями
культуры, спорта, общественными и молодежными объединениями, иными юридическими
лицами, разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции
уклада организации.
Партнёрское взаимодействие с общественными и молодёжными организациями – важный

ресурс для обогащения программы лагеря дневного пребывания (ЛДП). Оно позволяет
привлекать экспертов, расширять спектр мероприятий и усиливать воспитательный эффект.
Направления партнёрского взаимодействия в 2025 году
1. Образовательные и научные организации
 Вузы и колледжи (педагогические, технические, творческие):
o Мастер-классы от студентов и преподавателей.
o Профориентационные встречи («День профессий будущего»).
2. Культурные и исторические учреждения
 Музеи (краеведческий, художественный, технический):
o Выездные выставки, виртуальные экскурсии.
o Квесты по истории региона.
 Библиотеки:
o Литературные игры, встречи с писателями.
3. Спортивные и оздоровительные организации
 Спортивные клубы (футбол, туризм):
o Тренировки с тренерами, эстафеты.
 Центры ЗОЖ и медицинские учреждения:
o Лекции врачей (гигиена, питание, первая помощь).
4. Общественные и волонтёрские движения
 «Движение Первых» (РДДМ):
o Участие в акциях («Добрые дела», «Письмо солдату»).
o Встречи с активистами.
5. Бизнес-партнёры и профориентация
 Местные предприятия:
o Экскурсии на производство.
o Деловые игры («Я – предприниматель»).
Формы взаимодействия
1. Совместные мероприятия:
o Фестивали, квесты, акции.
2. Экспертная поддержка:
o Лекции, тренинги, мастер-классы.
3. Ресурсная помощь:
o Оборудование, площадки, раздаточные материалы.
4. Информационное партнёрство:
o Освещение в СМИ, соцсетях партнёров.
Взаимодействие с родительским сообществом
Родители — ключевые партнёры в организации лагеря. Их вовлечённость повышает качество
программы, улучшает психологический комфорт детей и укрепляет доверие к учреждению.
1. Формы взаимодействия с родителями
1.1. Организационный этап (апрель–май 2025)
 Родительское собрание (очно/онлайн):
o Презентация программы лагеря, режима дня, правил безопасности.
o Анкетирование (пожелания по кружкам, питанию, экскурсиям).
 Создание родительского чата/группы (WhatsApp, Telegram, VK):
o Оперативное информирование о событиях, фотоотчёты.
 Формирование родительского комитета:
o Помощь в подготовке помещений, закупке материалов.
Кадровое обеспечение реализации программы воспитательной работы
Кадровое обеспечение – один из основных элементов функционирования сферы
организации отдыха и оздоровления детей, которая является неотъемлемой частью
воспитательной системы организации отдыха детей и их оздоровления, способствующей
достижению стратегических задач государственной политики в области воспитания.

Кадровое обеспечение реализации программы воспитательной работы лагеря дневного
пребывания (ЛДП) в 2025 году включает подбор, расстановку и подготовку специалистов,
способных эффективно организовать воспитательный процесс.
Вывод: Кадровое обеспечение ЛДП должно быть комплексным, с чётким распределением
ролей и обязательной подготовкой персонала. Это гарантирует качественную реализацию
воспитательной программы и безопасность детей.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
День Содержание

Модули

10 июня (вт)

9 июня (пн)

6 июня (пт)

5 июня
(чт)

4 июня (ср) 3 июня 2 июня (пн)
(вт)

Блок «Мир: наука, культура, мораль»
Открытие лагеря
- Знакомство, игры на сплочение
- Лекция «Великие научные открытия»
(викторина)
-1 июня - День защиты детей
День науки
- Мастер-класс по робототехнике

Модуль «Детское самоуправление» Модуль
«Спортивно- оздоровительная работа»

День культуры
- Виртуальная экскурсия по Эрмитажу
- Дискуссия «Что такое мораль?» (кейсы)

Модуль «Кружки и секции» Модуль
«Психолого- педагогическое
сопровождение»

День экологии
- Квест «Спаси планету»
- Создание эко-плакатов

Модуль «Социальная активность» Модуль
«Экскурсии и походы» (парк)

Модуль «Проектная деятельность» Модуль
«Цифровая и медиа-среда»

Модуль «Инклюзивное пространство»
День русского языка (Пушкинский день)
- Проведение просветительских мероприятий Модуль «Кружки и секции»
«Беседы о важном»: «Пушкинское
лукоморье»
- Конкурс чтецов "Стихи о Родине" -Дети
читают стихи о любви к Родине и о героях,
которые защищали её.
Блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»
День истории России
- Игра "Поле чудес" по теме "Защитники
Отечества" Викторина с вопросами о героях
и событиях, связанных с защитой Родины.
- Рисуем «Герб своей семьи»
День народов России
- Мастер-класс по народным промыслам
- Игры разных народов России
- Квест "По следам героев" Игровое
мероприятие, где участники решают задачи и
находят подсказки, связанные с историей.

Модуль «Профориентация» (историк,
музейный работник)

Модуль «Социальная активность»
Модуль «Кружки и секции»
Модуль «Проектная деятельность

11 июня (ср)
12 июня
(чт)
13 июня (пт)
16 июня (пн)
17 июня (вт)
18 июня (ср)
19 июня (чт)
20 июня (пт)

День России (подготовка к 12 июня)
- Анимационная программа «День России»
Модуль «Детская дипломатия»
- Тематическая межотрядная викторина "Знай
своих героев" -Проверка знаний о
знаменитых защитниках Отечества и их
подвигах.
- Конкурс патриотической песни
День России (выходной)

Модуль «Проектная деятельность»
День будущего России
- Тематическая выставка "История в
фотографиях" Подготовка выставки с
фотографиями и документами,
рассказывающими о защитниках Отечества.
- Конкурс проектов «Город будущего»
- Уроки мужества -Приглашение ветеранов
для рассказов о службе и подвигах, которые
они совершали.
Блок «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие»
День здоровья
- Спортивные игры, направленные на
развитие командного духа и физической
активности.
- Лекция врача о ЗОЖ
- Конкурс «Самый полезный завтрак»
День безопасности
- Тренинг «Правила дорожного движения»
- Спортивный праздник "Сила и
ловкость" -Проведение различных
спортивных состязаний, таких как
эстафеты и командные игры.

Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»

Модуль «Психолого-педагогическое
сопровождение»
Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»

Модуль «Инклюзивное пространство»
День семьи
- Творческая мастерская "Герои в нашем
сердце" Рисование и создание поделок,
посвященных героям войны и современным
защитникам.
- Игра «Семейные традиции»
Модуль «Кружки и секции»
День творчества
- Тематическая выставка "История в
фотографиях" Подготовка выставки с
фотографиями и документами,
рассказывающими о защитниках Отечества.
- Смотр строя и песни
Модуль «Профориентация»
День саморазвития
- Беседа "Что значит быть защитником?" Обсуждение с детьми значимости защиты
Родины и патриотизма.
- Игра «Профессии будущего»

23 июня (пн)
24 июня
(вт)
25 июня (ср)
26 июня (чт)
27 июня (пт)

- Конкурс "Лучший плакат о защитниках" Создание плакатов, отражающих идеи
патриотизма и уважения к защитникам.
- День вежливости (без употребления слов
паразитов)

Модуль «Социальная активность»

- Спортивные соревнования "Армейские
будни" - Проведение соревнований по
армейским видам спорта, таким как
подтягивание и бег.

Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»

- Кинопоказ "Герои нашего времени" Модуль «Инклюзивное пространство»
Просмотр фильмов о героях войны и
Модуль «Социальная активность»
современных защитниках, обсуждение после
просмотра.
- Конкурс талантов.
- Творческий конкурс "Письмо солдату" Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»
Написание писем поддержки и благодарности Модуль «Инклюзивное пространство»
для военнослужащих.
Модуль «Кружки и секции»
-Межотрядная спартакиада «Олимпик»
- Торжественное закрытие смены
Модуль «Социальная активность»
- Викторина "Знаешь ли ты свою страну?" Все модули (итоговая рефлексия)
Проверка знаний о географии, истории и
культуре России.
- Игра – викторина «Знаете ли вы свои права и
обязанности?»

Дополнительные элементы:
 Каждый день: утренняя зарядка, рефлексия в конце дня («Что понравилось?»).
 Еженедельно:
• Цикл просветительскихмероприятий «Беседы о важном»:
1. «Историческая правда».
2. «Пушкинское лукоморье».
3. «Взрослый разговор о мире».
4. «Братство славянских народов».
5. «Моя страна».
6. «Храните чудо из чудес-леса,озера, синь небес».
7. «Уроки историидобровольчества».
8. «Всероссийский день театра».
9. «Детская и подростковая литература».
• Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской
Федерации.
 Инклюзивный модуль: адаптация мероприятий для детей с ОВЗ.
 Профориентация: встречи с представителями профессий (раз в неделю).
 Движение Первых: участие в акциях, создание отрядных проектов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».