Администрация Суровикинского муниципального района Волгоградской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Добринская средняя общеобразовательная школа»
404433 Россия, Волгоградская область Суровикинский район х. Добринка ул. Школьная 18
Тел.\Факс 88447397636 e-mail: dobrink@yandex.ru
ОКПО 22433567 ОГРН 1023405962216 ИНН\КПП 3430031905\343001001
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Добринская СОШ»
Сухорукова В.Ф.__________
Приказ № ___ от _________
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
летнего оздоровительного
лагеря дневного пребывания
детей «Дружба»
при МКОУ «Добринская СОШ»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа воспитания детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
подготовлена на основе Федеральной рабочей программы воспитания для организаций отдыха
детей и их оздоровления от 17.03.2025 № 209, в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изм. на 2025 г.)
3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в
РФ"
4. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития РФ до 2030
года"
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2021 № 605 "Об организации отдыха и
оздоровления детей"
6. СанПиН 2.4.4.3172-24 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и отдыха детей"
7. Приказ Минпросвещения РФ от 11.02.2023 № 75 "Об утверждении Порядка
организации отдыха детей"
8. Концепция развития системы отдыха и оздоровления детей на 2022-2030 гг. (утв.
распоряжением Правительства РФ)
9. Государственная программа РФ "Развитие образования" (подпрограмма "Отдых и
оздоровление детей")
10. Методические рекомендации Минпросвещения РФ по организации лагерей с дневным
пребыванием (2025 г.)
11. Региональные нормативные акты Ростовской области.
12. Локальные акты образовательной организации:
Устав школы
Положение о лагере с дневным пребыванием
Приказ об организации летней кампании на 2025 г.
Программа разработана в контексте единой образовательной среды и интеграции с
Федеральной рабочей программой воспитания, которая является структурным элементом
Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, и на основе Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. №
309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года».
Целью Программы является актуализация, формирование и внедрение единых подходов
к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере организации отдыха и оздоровления детей в
преемственности с единой системой воспитания и государственной политики в области
образования подрастающего поколения в Российской Федерации.
Для качественной реализации данной цели используется возрастной подход к обучению,
воспитанию и развитию детей, а также понимание коллективной сущности воспитательной
деятельности в условиях организации отдыха детей и их оздоровления.
Под возрастными группами понимаются группы детей:
7 - 10 лет – младшие школьники;
11 - 14 лет – подростки;
15 - 17 лет – старшие школьники
Задачами Программы воспитательной работы являются:
разработка единых подходов к воспитательной деятельности педагогических коллективов
организации отдыха детей и их оздоровления, а также иных организаций, осуществляющих
воспитательные, досуговые и развивающие программы в сфере детского отдыха;
внедрение единых принципов, методов и форм организации воспитательной деятельности
организаций отдыха детей и оздоровления в их применении к процессу воспитания, формирования
и развития субъектности детей в условиях временных детских коллективов и групп;
разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов мониторинга и оценки
качества воспитательного процесса при реализации.
Принципы реализации программы:
принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной
деятельности; принцип единства концептуальных подходов, методов и форм
воспитательной деятельности;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и их
групп; принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
Структура Программы представляет собой введение и четыре взаимосвязанных раздела:
ценностно-целевые основы воспитательной работы, содержание и формы воспитательной работы,
организационные условия, а также список источников и литературы.
II. Целевой раздел программы воспитательной работы
Достижение цели Программы и решение задач воспитательной работы осуществляется в
рамках всех направлений деятельности организации отдыха детей и их оздоровления. Содержание,
виды и формы воспитательной работы представлены в соответствующих блоках и модулях.
К инвариантным (обязательным) блокам, содержание которых необходимо включать в
Программу воспитательной работы каждой организации отдыха детей и их оздоровления
относятся:
блок «Мир: наука, культура, мораль»;
блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»;
блок «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие».
БЛОК «МИР: НАУКА, КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ»
Содержание данного блока отражает комплекс мероприятий, который основан на
общечеловеческих ценностях, равноправии и взаимном уважении народов, государств в мировом
сообществе, невмешательстве во внутренние дела государств, сотрудничестве и дружбе между
странами.
Деятельность блока «Мир: наука, культура, мораль» реализуется в следующих форматах:
литературные вечера, исторические игры, информационные часы на тему: «Жизнь
замечательных людей», на которых ребятам задаются образцы нравственного поведения, через
знакомство с историческими деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с героямизащитниками отечества. Задавая подобные примеры, вожатым и педагогам рекомендуется
конкретизировать стремления, идеалы ребят, убеждать в целесообразности тех взглядов,
поступков, которые стимулируют самовоспитание;
игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и общероссийским
культурным наследием в области искусства, литературы, музыки, изобразительного творчества,
архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации. Знакомя ребят с историей
человечества, с мировой культурой и наукой важно создать такие условия, при которых
воспитанников будет окружать как можно больше положительных примеров, а упоминая
отрицательные примеры, формировать негативное отношение к отрицательным действиям и
поступкам.
тематические мероприятия, направленные на формирование культуры мира,
позволяющие ребятам осознать важность уважения к разнообразию культур и народов, развить
навыки гармоничного взаимодействия и сотрудничества. Мероприятия, которые помогают понять,
что мир является основой благополучия каждого человека и человечества в целом.
события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки: стремление к
познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию, создание единого
интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать формы детского
интеллектуального досуга:
а) проведение интеллектуальных и познавательных игр;
б) организация конструкторской, исследовательской и проектной деятельности;
в) просмотр научно-популярных фильмов;
г) встречи с интересными людьми, дискуссионные клубы, дебаты, диспуты.
мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского и национальных языков,
родного края, населенного пункта как культурного пространства, фольклорные праздники в
контексте мировой культуры и нематериального наследия. Знакомство детей и подростков не
только с красотой нашей планеты, но и в первую очередь, с историей своего населенного пункта,
края, региона, страны;
тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного воспитания. Проведение
обсуждений на темы морали, духовных ценностей, честности, справедливости и милосердия.
Формат: открытые беседы, где дети делятся своими мыслями и учатся слушать других.
БЛОК «РОССИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ»
Содержание блока отражает комплекс мероприятий, который основан на общероссийских
ценностях.
Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней историей,
с общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью, с историческим единством
народа России, общностью его исторической судьбы, памятью предков, передавших нам
любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Форматы мероприятий:
- церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и
исполнение Государственного гимна Российской Федерации. Проводится в день
открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской
Федерации;
- Дни единых действий. Государственные праздники и события, Дни воинской славы
России, памятные и юбилейные мероприятия регионального и федерального уровней;
- Интеллектуальные викторины с вопросами о героях и событиях, связанных с защитой
Родины, книжные выставки, посвященные ВОВ и СВО.
Второй комплекс мероприятий касается суверенитета и безопасности, защиты
российского общества, народа России, и в первую очередь, памяти защитников Отечества и
подвигов героев Отечества, сохранения исторической правды.
Форматы мероприятий:
- «Час Памяти», «Час Мужества», проведение просветительских мероприятий «Беседы о
важном»;
- вовлечение ребят старших отрядов в просветительский проект «Без срока давности;
- посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию
памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой
Отечественной войны.
Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому обществу и
исторически сложившееся государственное единство, гражданство Российской Федерации и
приверженность Российскому государству. Многообразие народов России, российского общества:
народы, национальные общины, религии, культуры, языки – всё, что являются ценностью.
Форматы мероприятий:
- информационные часы и акции «Государственная символика России», «День флага»,
«Отец, отчизна, Отечество», «Защищать Родину – это почетный долг», «Дети на защите
Отечества», «Герои моей семьи», «Бессмертный полк».
Реализация данных мероприятий проводятся как самостоятельно, так и во взаимодействии
с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение
Первых».
Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком - государственным языком
Российской Федерации. Это язык межнационального общения, который является средством
коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической,
культурной и духовной консолидации.
Форматы мероприятий:
- организация выставок книг, посвященных русскому языку, литературе и культуре;
культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей и
богатством русского языка, его ролью в культуре и искусстве: лекции, беседы, литературные
вечера, посвященные выдающимся писателям, поэтам и языковым традициям России (в том
числе через цикл просветительских мероприятий «Беседы о важном»);
- конкурсы, посвященные русскому языку, которые помогают детям и подросткам
раскрыть творческий потенциал. Соревнования, такие как: «Знаток русского языка» или «Слоговая
головоломка».
коллективно-творческие дела по мотивам русских народных сказок; литературные
конкурсы, конкурсы чтецов; реконструкция русских народных праздников; проекты по собранию
русских пословиц и поговорок; крылатых выражений о родстве, дружбе, верности и других
нравственных ориентирах, выраженных точным и красивым русским языком.
Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины, своего края,
России), с ответственностью за сохранение природы перед будущими поколениями с
бережливостью в использовании природных ресурсов.
Форматы мероприятий:
- экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания детей;
- экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами, позволяющие
изучать природные объекты в естественной среде, жизнеобеспечивающие взаимосвязь и
взаимозависимость в целостной экосистеме;
- беседы об особенностях родного края;
- акции, демонстрирующие преимущества бережного отношение к природе, воде,
электричеству, которые учат ребят минимизировать или ликвидировать вред, наносимый природе;
- принятый свод экологических правил в отряде и в целом в лагере;
- ведение дневника погоды (для детей младшего школьного возраста), обучение приемам
определения температуры воздуха, облачности, типов облаков, направления ветра (при наличии
метеорологической станции в лагере);
- конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику;
- встречи и беседы с экспертами в области экологии, охраны окружающей среды,
учеными, эко-волонтерами в форматах «100 вопросов к взрослому» или «Классные встречи».
БЛОК «ЧЕЛОВЕК: ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, СЕМЬЯ, ТВОРЧЕСТВО,
РАЗВИТИЕ»
Данный блок отражает комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры
здорового образа жизни, личной и общественной безопасности и ориентирован на следующие
ценности, закрепленные в Конституции:
жизнь, здоровье, охрана здоровья, право на медицинскую помощь, благоприятную
окружающую среду;
честь, доброе имя, достоинство личности, личная свобода, безопасность,
неприкосновенность личности, жилища, личная тайна;
свобода слова, убеждений, творчества, совести, вероисповедания, языка, передвижения и
выбора места проживания, охрана интеллектуальной собственности;
родители, любовь и уважение детьми своих родителей;
дети, любовь и забота родителей о детях. Создание условий для достойного воспитания
детей в семье;
родной дом, традиционные семейные ценности, их сохранение и зашита, традиции своей
семьи, рода, родственники;
защита государством семьи, материнства, отцовства и детства.
Форматы мероприятий:
проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий: зарядка,
спортивные игры и соревнования;
просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и
привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
создание условий для физической и психологической безопасности ребенка в условиях
организации отдыха детей и их оздоровления, профилактика буллинга в детской и подростковой
среде, психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в организации;
проведение целенаправленной работы всего педагогического коллектива по созданию
эффективной профилактической среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности;
проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного поведения на
дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности, правилами безопасности при занятиях
спортом, правилами поведения на водоемах, правилами поведения в общественных местах,
правилами поведения при массовом скоплении людей и т.д.;
проведение тренировочной эвакуации при пожаре и на случай обнаружения взрывчатых
веществ;
разработка и реализация разных форм профилактических воспитательных мероприятий:
антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, против вовлечения в
деструктивные группы в социальных сетях, в деструктивные молодежные, религиозные
объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного движения,
противопожарной
безопасность,
гражданской
обороны,
антитеррористической,
антиэкстремистской безопасности и т.д.;
организация превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения,
развитие у детей навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию,
групповому давлению;
поддержка инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности
жизнедеятельности, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности,
альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы,
спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная,
религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);
мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и подростков
социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к народу,
Отечеству;
игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к
жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и
культурных традициях российского народа;
подготовка детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на
создание крепкой и счастливой семьи с использованием проектной деятельности, различных игр,
акций и мероприятий.
Основные направления воспитательной работы
В основу каждого направления воспитательной работы в организации отдыха детей и их
оздоровления заложены базовые ценности, которые способствуют всестороннему развитию
личности и успешной социализации в современных условиях.
Основные направления воспитательной работы:
гражданское воспитание: формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику
власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание
и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и уважения к другим
народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских
традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде
в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной
деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей работы, создание
благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной организации
оздоровительно-образовательного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной
работы, рационального питания, создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного
поведения в природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного,
бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных
духовных ценностей;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей,
природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.
Целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с возрастными
особенностями участников программы
Целевые ориентиры результатов воспитания в организации отдыха детей и их
оздоровления направлены на формирование и развитие личности каждого ребенка с учетом его
возрастных особенностей и потребностей. Они представляют собой ориентиры для деятельности
педагогического коллектива, направленные на достижение гармоничного и целостного развития
личности, ее успешной социализации и осознания своей роли в обществе.
Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации
воспитательной деятельности;
создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в
совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного
дела);
создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и
освоения новых социальных ролей;
проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного
межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного
детского коллектива;
формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и
иных детских объединений, установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в
воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к
детям
защитную,
личностно
развивающую,
организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в
кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся
динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные
качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения,
«нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки
доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным
уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет
возможность «начать все сначала».
Целевые ориентиры результатов воспитания младшего школьного возраста (7 -10
лет)
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
знающий и любящий свою малую родину, свой край;
имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность, проявляющий
уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой
родины, родного края, своего народа, Российского государства;
имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях,
ответственности в обществе и государстве;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
уважение;
владеющий навыками, необходимыми для успешной адаптации, социализации и
самоактуализации в обществе;
знающий основные социальные роли, соответствующие возрасту;
знающий нормы и правила общественного поведения;
имеющий опыт взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками,
старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения
личностных и общественно значимых проблем;
принимающий участие в жизни отряда, лагеря, в доступной по возрасту социально
значимой деятельности.
2. Духовно-нравственное воспитание:
понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека;
умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших;
владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов,
вероисповеданий;
знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные
семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности);
владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
3. Эстетическое воспитание:
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к художественной культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия:
соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа
жизни, в том числе в информационной среде;
ориентированный на физическое развитие, занятия спортом;
бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других
людей;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
5. Трудовое воспитание:
сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, общества и государства;
проявляющий уважение к труду, людям труда, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений;
обладающий навыками самообслуживающего труда;
выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности;
проявляющий интерес к разным профессиям.
6.
Экологическое воспитание:
понимающий зависимость жизни людей от природы, ценность природы, окружающей среде;
проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам;
выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы,
окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами.
7. Познавательное направление воспитания:
выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании;
обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как
компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и
неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира;
проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях.
Целевые ориентиры результатов воспитания подросткового возраста (11-14 лет)
1. Гражданское воспитание:
знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в
поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом
сообществе;
проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России,
праздникам, традициям народа России;
понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему
народов России, тысячелетней истории российской государственности;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод;
ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в
разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие
акции, помощь нуждающимся и т.п.);
принимающий участие в жизни лагеря (в том числе в самоуправлении), местного
сообщества, родного края;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе;
знающий нормы и правила общественного поведения;
знающий основные социальные роли, соответствующие возрасту;
обладающий качествами личности, определяющими успешность социального
взаимодействия: социальной ответственности, самооценки, эмпатии, организаторских и
лидерских качеств;
имеющий опыт взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками,
старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения
личностных и общественно значимых проблем;
выражающий желание участвовать в организации, осуществлении и развитии
самоуправления, позволяющего сформировать необходимые социальные навыки путем участия в
принятии решений, контроля выполнения основных прав и обязанностей.
2. Патриотическое воспитание:
сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной
стране; проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом
и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотического направления.
3. Духовно-нравственное воспитание:
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный
на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с
учётом осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания
детей;
владеющий коммуникативными навыками, необходимыми для успешной адаптации,
социализации и самоактуализации детей в обществе;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части
духовной культуры своего народа, российского общества.
4. Эстетическое воспитание:
− Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его
эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей;
знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов,
понимающий его значение в культуре;
сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в
искусстве;
выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного
наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном
творчестве.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в
том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
6. Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в лагере, семье, школе, своей
местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов,
потребностей.
7. Экологическое воспитание:
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения,
значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
выражающий
активное
неприятие
действий,
приносящих
вред
природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
8. Познавательное направление воспитания:
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о
мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
Целевые ориентиры результатов воспитания юношеского возраста (15-17 лет)
1. Гражданское воспитание:
осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность)
в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе;
сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его
развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного
российского национального исторического сознания;
проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду;
ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан;
осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным,
национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности;
понимающий и применяющий нормы и правила общественного поведения, учитывая
социальные и культурные особенности;
знающий и принимающий на себя социальные роли, соответствующие взрослой жизни,
такие как ответственность за свои поступки и уважение к правам других;
обладающий личностными качествами, способствующими успешному социальному
взаимодействию: социальной ответственности, самооценкой, эмпатией, а также развитыми
организаторскими и лидерскими качествами;
имеющий опыт взаимодействия, участия в совместной деятельности с различными
социальными группами (сверстники, взрослые, общественные организации), направленный на
решение личностных и общественно значимых задач;
проявляющий инициативу и готовность к участию в организации и развитии
самоуправления, активно вовлеченный в принятие решений, контроль и выполнение
общественных обязанностей, что способствует приобретению навыков для будущей
профессиональной и общественной деятельности;
обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (самоуправлении,
добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях,
акциях, программах).
2. Патриотическое воспитание:
выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу;
сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
проявляющий деятельно-ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране — России.
3. Духовно-нравственное воспитание:
проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального
самоопределения;
действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с
осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям;
проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп,
религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом
соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан;
понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного
согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных
семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской
ответственности;
обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной
и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес
к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры.
4. Эстетическое воспитание:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и
мирового художественного наследия;
проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального
воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это
влияние;
проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в
искусстве;
ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия:
понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья
других людей;
соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного
поведения в информационной среде;
выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление
к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый
образ жизни;
проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в
обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья;
демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального,
психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим эмоциональным состоянием;
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных
коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).
6. Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность, материальные ресурсы и
средства свои и других людей, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их
социально значимый вклад в развитие своего поселения, края, страны;
проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к честному труду;
участвующий практически в социально значимой трудовой деятельности разного вида в
лагере, семье, школе, своей местности;
способный к творческой созидательной социально значимой трудовой деятельности в
различных социально-трудовых ролях;
ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности
в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества;
выражающий осознанную готовность получения профессионального образования, к
непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
7. Экологическое воспитание:
демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном
уровне, ответственность за действия в природной среде;
выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе;
применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого
природопользования в быту, общественном пространстве;
имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
8. Познавательное направление воспитания:
деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом своих интересов, способностей, достижений;
обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и
техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского
общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии
России;
демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной
информации и критики антинаучных представлений;
развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов,
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.
Цель и задачи воспитательной работы
Целью воспитательной работы является: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у детей чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
Задачи:
- содействие формированию у детей и молодежи знаний норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных
знаний;
- формирование воспитательного пространства, соответствующего возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
III. Содержательный раздел
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих
принципах:
принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право
на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства,
защиту его человеческих прав, свободное развитие;
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных
отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и
взаимное уважение;
принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и
традициях России, включая культурные особенности региона;
принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод
воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его
к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную
рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной
системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную
возможность следования идеалу в жизни;
принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через
призму безопасности и безопасного поведения;
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к
культурным ценностям и их освоения;
принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при
котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно- этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем
воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и
события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и
детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметноэстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного
процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда
определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и
социокультурными
ценностями,
образцами
и
практиками.
Основными
характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и
структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым
механизмом воспитания в детском лагере является временный детский
коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал
временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и
закономерности развития временного детского коллектива.
детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих
ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в
детском лагере – «Дети-Вожатый».
Быт (организация повседневной жизни в лагере):
Пространство:
Четкое зонирование (учебные кабинеты, игровая зона, столовая, место для тихого
отдыха).
Личные шкафчики/вешалки для каждого ребенка.
Доступ к питьевой воде и туалетам.
Предметно-эстетическая среда (как оформлено пространство, чтобы вдохновлять детей):
Элементы оформления:
Тематические стенгазеты (например, к 80-летию Победы).
Выставка детских работ (рисунки, поделки).
Уголки по интересам (книги, настольные игры).
2. Символы (атрибуты, которые объединяют участников смены):
Эмблема лагеря (например, солнце с лучами-детьми).
Гимн или девиз ("Один за всех и все за одного!").
Таблички отрядов (названия, гербы).
3. Ритуалы (ежедневные традиции, создающие атмосферу):
Утренние:
Зарядка;
Коллективно-творческие дела.
Особые:
"Орлятский круг" в конце смены;
Родительские дни.
4. Символическое пространство (легенды, традиции, которые передаются из смены в смену):
Песни у костра (если есть выездные мероприятия).
Книга отзывов (дети пишут пожелания будущим сменам).
Уклад лагеря – это не просто правила, а живая система, которая делает каждый день
запоминающимся. Чем больше дети чувствуют себя частью чего-то большого, тем ярче их
впечатления.
Особенности воспитательной работы в детском оздоровительном лагере с дневным
пребыванием детей
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе
образовательной организаций. Режим работы 5 дней в неделю, с ограниченным количеством
времени в течение рабочего дня. Режим организации влияет на краткосрочность пребывания и
соответственно, на ограничение времени для полного погружения в социокультурную
воспитательную среду лагеря. Ребенок ежедневно переходит в семейную обстановку с её
укладом, традициями и особенностями.
Для лагеря с дневным пребыванием детей характерны формы работы, не требующие
длительной подготовки, репетиций с участниками. Предпочтение отдаётся игровым,
конкурсным формам, использующим экспромт в качестве одного из методов. Одной из
особенностей также является то, что, как правило, костяк педагогического коллектива лагеря с
дневным пребыванием детей составляют педагоги базового образовательного учреждения, в
связи с этим в календарном плане воспитательной работы преобладают привычные для
образовательной организации форматы.
Уровни реализации содержания в лагере дневного пребывания
В лагере с дневным пребыванием воспитательная работа строится на двух основных
уровнях:
1. Общелагерный (централизованные мероприятия для всех детей)
2. Отрядный (работа внутри отдельных групп)
Каждый уровень решает свои задачи и дополняет друг друга.
Инвариантные общие содержательные модули
МОДУЛЬ «Спортивно-оздоровительная работа»
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в
благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и
укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью,
способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень
двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена,
соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного
отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
• физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования,
эстафеты, спортивные часы;
• спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе
• просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
• встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями,
деятелями спорта, культуры и искусства и др.
МОДУЛЬ «Психолого-педагогическое сопровождение»
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой описание работы
педагога-психолога (психологической службы лагеря), которая базируется на соблюдении
следующих принципов:
принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе
безоговорочного признания его уникальности и ценности;
принцип конфиденциальности (в ситуациях передачи информации третьим лицам,
информация должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против
интересов обратившегося);
принцип компетентности (психолог несет ответственность за выбор методов);
принцип этической и юридической правомочности (все действия должны
соответствовать нормативным правовым документам, регламентирующим деятельность
педагогов-психологов);
принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную
деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей
на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе
реализации программ;
принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит
непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит
опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и
взаимообусловленность отдельных компонентов;
принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов
психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом
оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка;
принцип добровольности участия в психологических процедурах. Психолог исходит из
уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных
Конституцией Российской Федерации.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе
психологов в международном сообществе.
Комплексная работа социально-психологической службы включает в себя
взаимосвязанные направления работы: диагностическое, коррекционно-развивающее,
консультационно-просветительскую, профилактическую.
Формы сопровождения: консультирование; диагностика; коррекционно-развивающая
работа; профилактика; просвещение; экспертиза.
МОДУЛЬ «Детское самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления
направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и
взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской
активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и
ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой
самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный
период.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может
складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам
самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и
инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы
самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность
клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе
которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа,
проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и
предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих
интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией
детского лагеря.
При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может
оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).
МОДУЛЬ «Инклюзивное пространство»
Инклюзивное пространство – это система структурных компонентов воспитательной
системы, определяющих специфику содержания инклюзии, в которой в доступном для каждого
участника формате реализуются воспитательные, образовательные и межличностные
отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального развития, социализации,
саморазвития и самоизменения. Описание данного модуля наполняется конкретными
материалами с учётом наличия детей с особыми образовательными потребностями.
В воспитательной работе с категориями детей, имеющих особые образовательные
потребности: детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из
социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов,
билингвы и другие), одарённых, с отклоняющимся поведением, - создаются особые условия.
Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными потребностями
являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в организации отдыха детей и их оздоровления;
формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех
участников воспитательного процесса;
построение воспитательной работы с учётом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями
необходимо ориентироваться на:
формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов
воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания детей с особыми
образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных
вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы
вожатых, воспитателей, педагогов-психологов, логопедов, дефектологов и других
специалистов;
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности детей с
особыми образовательными потребностями.
МОДУЛЬ «Профориентация»
Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя
профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности
педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей
будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности. Эта работа осуществляется через:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям
профессиональной деятельности.
МОДУЛЬ «Социальная активность в Движении Первых»
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Общероссийским
общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение первых» (Движение
Первых). С целью формирования у детей представления о назначении Движения Первых, о его
месте и роли в достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем
личном вкладе в социально значимую деятельность предусмотрены включение в Программу
воспитательной работы следующих форматов:
тематический День Первых – эффективно построенная система воспитательных
событий, обеспечивающая, с одной стороны, просвещение и всестороннее развитие участников
через их включение в различные виды полезной и интересной деятельности, с другой –
формирование и расширение представлений о Движении Первых, стимулирование активного
участия в деятельности Движения Первых;
классные встречи с успешными активистами Движения Первых – открытый диалог
«путь к успеху», мотивационная встреча «равный-равному» способствует формированию
активной жизненной позиции и уверенности в себе у участников смены на примере успеха
ровесника;
смены для детей младшего школьного возраста – «Орлята России», для детей среднего
школьного возраста – «Время Первых», для детей старшего школьного возраста –
«Университетские смены». Каждый формат реализуется по единой, утвержденной программе
Движения Первых.
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках следующих
возможных мероприятий и форм воспитательной работы:
волонтерские образовательные мастер-классы;
участие в акциях по благоустройству территории, посадке деревьев, уборке природных
зон, что помогает детям внести вклад в сохранение окружающей среды и экологическое
благополучие;
социальные акции «Помощь ближнему». Проведение мероприятий по сбору вещей,
игрушек, книг для детских домов и малообеспеченных семей, что способствует развитию у
детей чувств сопричастности и социальной ответственности;
организация мероприятий для младших отрядов. Старшие дети помогают в организации
игр, представлений и праздников для младших, что развивает навыки заботы о других и
лидерские качества;
организация акций по защите животных, таких как сбор корма для приютов,
изготовление кормушек для птиц, что развивает чувство ответственности и доброты;
обучение первой помощи. Тренинги по оказанию первой помощи помогают детям
научиться заботиться о других и быть полезными в экстренных ситуациях;
участие в благоустройстве мемориалов и памятных мест, изучение исторического
значения этих объектов, что укрепляет патриотизм и чувство уважения к культурному
наследию;
медиа-волонтерство. Ведение блога, создание фото- и видеоконтента о волонтерских
инициативах лагеря, что позволяет детям развивать навыки коммуникации и медиа-творчества;
тематические вечера и кинопоказы о добровольчестве и социальной активности.
Просмотр фильмов и обсуждения, посвященные волонтерской деятельности и её роли в жизни
общества. Эти мероприятия способствуют формированию позитивного отношения к
волонтерству и проявлению социальной активности у детей и подростков.
Вариативные содержательные модули
МОДУЛЬ «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала.
Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об
окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно
относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские походы, экологические тропы,
тематические экскурсии: профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и
местам боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк и др.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
МОДУЛЬ «Кружки и секции»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных
видов деятельности и реализуется через:
• программы профильных (специализированных, тематических) смен;
• деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий,
дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образованияпредполагает:
приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной
от учебной деятельности, форме;
развитие и реализация познавательного интереса;
вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах;
формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
МОДУЛЬ «Цифровая и медиа-среда»
Цифровая и медиа-среда воспитания – это совокупность условий для реализации
воспитательной работы с применением дистанционных технологий, электронных
информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств.
Цель детского медиапространства (создание и распространение текстовой, аудио и
видео информации) – развитие коммуникативной культуры, формирование навыков общения
и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей.
Воспитательный потенциал детского медиапространства реализуется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
• детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого
является освещение через детскую газету «Лето» наиболее интересных
моментов жизни детского лагеря;
• детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение;
• детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайт
детского лагеря и соответствующей группы в социальных сетях с целью
освещения деятельности детского лагеря в информационном пространстве,
привлечения внимания общественности к детскому лагерю, информационного
продвижения ценностей детского лагеря и организации виртуальной диалоговой
площадки, на которой детьми, педагогическими работниками и родителями
могли бы открыто обсуждаться значимые для лагеря вопросы.
МОДУЛЬ «Проектная деятельность»
Проектная деятельность – это процесс достижения нового результата в рамках
установленного времени с учетом определенных ресурсов и его фиксация в какой-либо внешне
выраженной форме. Проектная деятельность в условиях организации отдыха детей и их
оздоровления чаще всего реализуется в формах: конкурс детских проектов; проектный
образовательный интенсив; профильная смена.
Целью вовлечения детей в проектную деятельность в условиях организации отдыха
детей и их оздоровления является - формирование активной гражданской позиции у детей и
подростков в развивающемся пространстве современной науки и технологий.
Задачи:
формирование у детей интереса к решению социальных (и иных) проблем через
проектную деятельность;
развитие у участников смены 4К компетенций: креативность, коммуникация, умение
работать в команде, критическое мышление;
самоактуализация личностного потенциала участника программы.
В процессе работы над проектом участники смены самостоятельно добывают
необходимую информацию, генерируют идеи, выдвигают гипотезы, анализируют, обобщают
проработанные материалы, учатся обосновывать и доказывать предполагаемые выводы и
результаты, повышая тем самым свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.
Воспитательный потенциал проектной деятельности заключается в коллективном
взаимодействии, обсуждении решений, развитии и формировании коммуникативных
компетенций, в том числе навыков делового общения, сотрудничества и продуктивного
взаимодействия.
МОДУЛЬ «Детская дипломатия и международные отношения»
Детская дипломатия – это деятельность детей, способствующая формированию у них
личностных и профессиональных качеств, присущих дипломатическому работнику. Детские
международные отношения – это особый вид общественных отношений с детьми и
подростками из детских лагерей других стран.
Детская дипломатия объединяет ребят, проявляющих интерес к общению с детьми
другой страны. Ребята знакомят друг друга с культурой, языком, этикетом, историей своих
стран.
Детская дипломатия и международные отношения (общение/обмены) способствуют:
развитию национального самосознания;
воспитанию качеств гражданина и патриота;
формированию взаимопонимания и взаимодействия культур мира;
повышения интереса к изучению иностранных языков;
формированию умения представлять свою страну;
самореализации и социальной адаптации;
формированию у детей международного этикета и укреплению дружественных связей с
детьми из других стран.
Данный модуль может быть реализован в следующих формах воспитательной работы:
международные акции, например, «Дети пишут детям», «Спасибо, лагерь!» и др.;
международные профильные смены, в которых участвуют дети, вожатые,
преподаватели, волонтеры из разных стран мира;
международные детские и молодежные форумы;
международные фестивали и конкурсы художественного, технического творчества или
спортивные соревнования.
IV. Организационный раздел
Партнёрское взаимодействие с общественными и молодёжными организациями
Партнерское взаимодействие в условиях организации отдыха детей и их оздоровления
способствует успешной реализации Программы воспитательной работы, включающей в себя
совместную деятельность с различными образовательными организациями, организациями
культуры, спорта, общественными и молодежными объединениями, иными юридическими
лицами, разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции
уклада организации.
Партнёрское взаимодействие с общественными и молодёжными организациями – важный
ресурс для обогащения программы лагеря дневного пребывания (ЛДП). Оно позволяет
привлекать экспертов, расширять спектр мероприятий и усиливать воспитательный эффект.
Направления партнёрского взаимодействия в 2025 году
1. Образовательные и научные организации
Вузы и колледжи (педагогические, технические, творческие):
o Мастер-классы от студентов и преподавателей.
o Профориентационные встречи («День профессий будущего»).
2. Культурные и исторические учреждения
Музеи (краеведческий, художественный, технический):
o Выездные выставки, виртуальные экскурсии.
o Квесты по истории региона.
Библиотеки:
o Литературные игры, встречи с писателями.
3. Спортивные и оздоровительные организации
Спортивные клубы (футбол, туризм):
o Тренировки с тренерами, эстафеты.
Центры ЗОЖ и медицинские учреждения:
o Лекции врачей (гигиена, питание, первая помощь).
4. Общественные и волонтёрские движения
«Движение Первых» (РДДМ):
o Участие в акциях («Добрые дела», «Письмо солдату»).
o Встречи с активистами.
5. Бизнес-партнёры и профориентация
Местные предприятия:
o Экскурсии на производство.
o Деловые игры («Я – предприниматель»).
Формы взаимодействия
1. Совместные мероприятия:
o Фестивали, квесты, акции.
2. Экспертная поддержка:
o Лекции, тренинги, мастер-классы.
3. Ресурсная помощь:
o Оборудование, площадки, раздаточные материалы.
4. Информационное партнёрство:
o Освещение в СМИ, соцсетях партнёров.
Взаимодействие с родительским сообществом
Родители — ключевые партнёры в организации лагеря. Их вовлечённость повышает качество
программы, улучшает психологический комфорт детей и укрепляет доверие к учреждению.
1. Формы взаимодействия с родителями
1.1. Организационный этап (апрель–май 2025)
Родительское собрание (очно/онлайн):
o Презентация программы лагеря, режима дня, правил безопасности.
o Анкетирование (пожелания по кружкам, питанию, экскурсиям).
Создание родительского чата/группы (WhatsApp, Telegram, VK):
o Оперативное информирование о событиях, фотоотчёты.
Формирование родительского комитета:
o Помощь в подготовке помещений, закупке материалов.
Кадровое обеспечение реализации программы воспитательной работы
Кадровое обеспечение – один из основных элементов функционирования сферы
организации отдыха и оздоровления детей, которая является неотъемлемой частью
воспитательной системы организации отдыха детей и их оздоровления, способствующей
достижению стратегических задач государственной политики в области воспитания.
Кадровое обеспечение реализации программы воспитательной работы лагеря дневного
пребывания (ЛДП) в 2025 году включает подбор, расстановку и подготовку специалистов,
способных эффективно организовать воспитательный процесс.
Вывод: Кадровое обеспечение ЛДП должно быть комплексным, с чётким распределением
ролей и обязательной подготовкой персонала. Это гарантирует качественную реализацию
воспитательной программы и безопасность детей.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
День Содержание
Модули
10 июня (вт)
9 июня (пн)
6 июня (пт)
5 июня
(чт)
4 июня (ср) 3 июня 2 июня (пн)
(вт)
Блок «Мир: наука, культура, мораль»
Открытие лагеря
- Знакомство, игры на сплочение
- Лекция «Великие научные открытия»
(викторина)
-1 июня - День защиты детей
День науки
- Мастер-класс по робототехнике
Модуль «Детское самоуправление» Модуль
«Спортивно- оздоровительная работа»
День культуры
- Виртуальная экскурсия по Эрмитажу
- Дискуссия «Что такое мораль?» (кейсы)
Модуль «Кружки и секции» Модуль
«Психолого- педагогическое
сопровождение»
День экологии
- Квест «Спаси планету»
- Создание эко-плакатов
Модуль «Социальная активность» Модуль
«Экскурсии и походы» (парк)
Модуль «Проектная деятельность» Модуль
«Цифровая и медиа-среда»
Модуль «Инклюзивное пространство»
День русского языка (Пушкинский день)
- Проведение просветительских мероприятий Модуль «Кружки и секции»
«Беседы о важном»: «Пушкинское
лукоморье»
- Конкурс чтецов "Стихи о Родине" -Дети
читают стихи о любви к Родине и о героях,
которые защищали её.
Блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»
День истории России
- Игра "Поле чудес" по теме "Защитники
Отечества" Викторина с вопросами о героях
и событиях, связанных с защитой Родины.
- Рисуем «Герб своей семьи»
День народов России
- Мастер-класс по народным промыслам
- Игры разных народов России
- Квест "По следам героев" Игровое
мероприятие, где участники решают задачи и
находят подсказки, связанные с историей.
Модуль «Профориентация» (историк,
музейный работник)
Модуль «Социальная активность»
Модуль «Кружки и секции»
Модуль «Проектная деятельность
11 июня (ср)
12 июня
(чт)
13 июня (пт)
16 июня (пн)
17 июня (вт)
18 июня (ср)
19 июня (чт)
20 июня (пт)
День России (подготовка к 12 июня)
- Анимационная программа «День России»
Модуль «Детская дипломатия»
- Тематическая межотрядная викторина "Знай
своих героев" -Проверка знаний о
знаменитых защитниках Отечества и их
подвигах.
- Конкурс патриотической песни
День России (выходной)
Модуль «Проектная деятельность»
День будущего России
- Тематическая выставка "История в
фотографиях" Подготовка выставки с
фотографиями и документами,
рассказывающими о защитниках Отечества.
- Конкурс проектов «Город будущего»
- Уроки мужества -Приглашение ветеранов
для рассказов о службе и подвигах, которые
они совершали.
Блок «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие»
День здоровья
- Спортивные игры, направленные на
развитие командного духа и физической
активности.
- Лекция врача о ЗОЖ
- Конкурс «Самый полезный завтрак»
День безопасности
- Тренинг «Правила дорожного движения»
- Спортивный праздник "Сила и
ловкость" -Проведение различных
спортивных состязаний, таких как
эстафеты и командные игры.
Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»
Модуль «Психолого-педагогическое
сопровождение»
Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»
Модуль «Инклюзивное пространство»
День семьи
- Творческая мастерская "Герои в нашем
сердце" Рисование и создание поделок,
посвященных героям войны и современным
защитникам.
- Игра «Семейные традиции»
Модуль «Кружки и секции»
День творчества
- Тематическая выставка "История в
фотографиях" Подготовка выставки с
фотографиями и документами,
рассказывающими о защитниках Отечества.
- Смотр строя и песни
Модуль «Профориентация»
День саморазвития
- Беседа "Что значит быть защитником?" Обсуждение с детьми значимости защиты
Родины и патриотизма.
- Игра «Профессии будущего»
23 июня (пн)
24 июня
(вт)
25 июня (ср)
26 июня (чт)
27 июня (пт)
- Конкурс "Лучший плакат о защитниках" Создание плакатов, отражающих идеи
патриотизма и уважения к защитникам.
- День вежливости (без употребления слов
паразитов)
Модуль «Социальная активность»
- Спортивные соревнования "Армейские
будни" - Проведение соревнований по
армейским видам спорта, таким как
подтягивание и бег.
Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»
- Кинопоказ "Герои нашего времени" Модуль «Инклюзивное пространство»
Просмотр фильмов о героях войны и
Модуль «Социальная активность»
современных защитниках, обсуждение после
просмотра.
- Конкурс талантов.
- Творческий конкурс "Письмо солдату" Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»
Написание писем поддержки и благодарности Модуль «Инклюзивное пространство»
для военнослужащих.
Модуль «Кружки и секции»
-Межотрядная спартакиада «Олимпик»
- Торжественное закрытие смены
Модуль «Социальная активность»
- Викторина "Знаешь ли ты свою страну?" Все модули (итоговая рефлексия)
Проверка знаний о географии, истории и
культуре России.
- Игра – викторина «Знаете ли вы свои права и
обязанности?»
Дополнительные элементы:
Каждый день: утренняя зарядка, рефлексия в конце дня («Что понравилось?»).
Еженедельно:
• Цикл просветительскихмероприятий «Беседы о важном»:
1. «Историческая правда».
2. «Пушкинское лукоморье».
3. «Взрослый разговор о мире».
4. «Братство славянских народов».
5. «Моя страна».
6. «Храните чудо из чудес-леса,озера, синь небес».
7. «Уроки историидобровольчества».
8. «Всероссийский день театра».
9. «Детская и подростковая литература».
• Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской
Федерации.
Инклюзивный модуль: адаптация мероприятий для детей с ОВЗ.
Профориентация: встречи с представителями профессий (раз в неделю).
Движение Первых: участие в акциях, создание отрядных проектов.